Детский сад №4 г.Карталы

Работа с родителями

korov.png Подготовка к посещению садика

Подготовка к посещению детских дошкольных учреждений 


Ученые-медики, педагоги, психологи отмечают, что период адаптации к детским дошкольным учреждениям требует от ребенка большого нервно-эмоционального напряжения. Ему предстоит приспосабливаться к незнакомым людям, к детскому коллективу, где поначалу его ждет много трудностей. Неожиданно оказавшись в новой обстановке, ребенок проявляет недовольство, страх, протест. Это естественная защитная реакция его пока неустойчивой нервной системы. 
Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает. Родители, как правило, ищут причину болезни в простуде, инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса, который угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок. Как правило, здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Тем не менее, чтобы облегчить ребенку период адаптации, подготовку к посещению яслей и сада надо начинать заранее, по крайней мере за месяц. Родители должны ознакомиться с принятым там режимом дня и постепенно корректировать домашний режим ребенка. 
Большое значение имеет и эмоциональный настрой. Надо говорить с малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном: там будет много детей, новых игрушек, добрая воспитательница; тебе там будет очень хорошо, вечером ты мне расскажешь, как вы играли, и т. д. Недопустимо выражать вслух при ребенке свои сомнения и опасения по этому поводу. 
До поступления ребенка в ясли приучите его засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками. 
Очень важно оздоровить малыша. За 1—2 месяца надо пройти осмотр у врачей-специалистов — невропатолога, хирурга, отоларинголога, сделать необходимые анализы. А если выяснится, что ваш ребенок страдает тем или иным заболеванием, в ясли его можно отправить только после прохождения курса лечения под контролем участкового врача. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше был на свежем воздухе (не менее четырех часов зимой и весь световой день летом), постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. 
Если ребенок подвержен простудным заболеваниям, регулярно проводите закаливающие процедуры, не отменяя их даже во время болезни (следует только уменьшить нагрузку). 
При самом внимательном уходе немыслимо оградить ребенка от всех неожиданных перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуды, тем чаще он болеет. 
При повышенной нервной возбудимости малыша создайте ему спокойную обстановку. Постарайтесь удлинить дневной сон (хотя бы на 15—30 мин). 
С персоналом группы, куда поступит малыш, нужно познакомиться заранее, сообщить воспитательнице и няне ласкательное имя ребенка, к которому он привык дома, рассказать им о привычках малыша, об особенностях его поведения и о других подробностях домашней жизни. 
Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его всего на 2—3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов. 
Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в яслях. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность. 
Все врачи, все педагоги сходятся на том, что в основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности. 
Если у ребенка к моменту поступления в ясли все же сохранилась привычка к укачиванию, сосанию пустышки во время игры и т. д., то отучать от нее надо постепенно, сначала дома, а потом уже в яслях, договорившись с персоналом. 
Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не расставался дома. Это поможет ребенку легче и безболезненнее привыкнуть к дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать ясли, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.


Рекомендации для родителей по безопасному нахождению детей на проезжей части дороги

Очень часто родители, держа за руку своего ребёнка, спешат, бегут через дорогу, нарушая правила дорожного движения. Они не потрудились объяснить ребёнку, как правильно вести себя на улице, мало того, они своим примером показывают, что делают не правильно, забыв об ответственности за каждый свой неверный шаг.

По данным статистики, в каждом десятом ДТП страдают дети. Причинами дорожных трагедий по-прежнему остаются переход перед близко идущим транспортом и в неустановленном месте, шалости рядом с дорогой.

 Хочется ещё раз напомнить родителям некоторые прописные истины:

1. Не оставляйте детей без присмотра, не рискуйте, посылая маленьких помощников в продуктовый магазин в тёмное время суток: вечером ребёнок незаметен на проезжей части.

2. Следите, чтобы одежда детей не сливалась с проезжей частью, отдавайте предпочтение ярким цветам.

3. Объясните ребёнку, чтобы не спешил переходить проезжую часть, не убедившись в собственной безопасности: приобретённый навык может сохранить жизнь вашему малышу.

4. Следите, чтобы на прогулку дети уходили подальше от проезжей части.

5. Учите детей, двигаясь по тротуарам, пешеходным переходам, держаться правой стороны.

6. Пересекая дорогу , ребёнок так же должен быть предельно внимателен, чётко следовать сигналам светофора. Когда загорится зелёный сигнал, прежде чем идти, ребёнок должен убедиться, что все автомобили стоят. Научите ребёнка не выходить на проезжую часть, когда зелёный сигнал уже мигает.

7. Если вблизи нет пешеходного перехода, проезжую часть нужно переходить только под прямым углом, и там, где дорога просматривается в обе стороны.

Будьте внимательны, осторожны на улице, запомните сами и научите детей следовать этим нехитрым правилам!

Советы родителям «Срочно к логопеду!»

У детей к 4–5 годам правильное звукопроизношение должно быть полностью сформировано. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные нарушения произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого речевого дефекта.

Что является причиной нарушения звукопроизношения?

- Наследственные генетически обусловленные факторы.

- Нарушение строения артикуляционного аппарата.

- Педагогическая запущенность, недостаточность общения.

Родители должны знать.

- К одному году в словарном запасе ребенка должно быть 8-12 слов.

- К 2 годам – 250-300 слов, должно сформироваться умение говорить целыми фразами; в это же время активно развиваются словарь, фраза, фонематический слух.

- К 4-5 года звукопроизношение у ребенка должно быть полностью сформировано (исключение составляет звук [Р] – 5-6 лет).

- В 5-6 лет должно быть сформировано фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.

- Если к 2 годам ребенок не заговорил, стоит показать его специалистам (логопед, невролог, лор), чтобы вовремя обнаружить причину «немоты». Вполне вероятно, что у него частичное снижение слуха или укорочена подъязычная уздечка.

- «Милую картавость» и прочие «очаровательные» дефекты речи ликвидировать нужно обязательно. Это свидетельство Вашей культуры Вашего уважительного отношения к собственному ребенку.

Помните!

- Никакие логопеды не добьются быстрых результатов без эффективной и умелой помощи родителей.

- Занятия по исправлению и постановке звуков нужно проводить ежедневно по 10-15 минут (артикуляционная гимнастика, массаж, логоритмика).

- Ребенок должен стремиться сам научиться правильно произносить звук.

- Помните, что малыш испытывает огромные трудности и не может сразу придать нужное положение губам, языку, выполнить то или иное упражнение.

- Чтобы во время занятий ребенок не потерял интерес, поощряйте малейший его успех.

- Прежде чем приступить к работе над звуком, сами перед зеркалом изучите правильное положение губ, языка, зубов при его произношении.

Детские страхи.

Как зарождается чувство страха? В самом общем виде страх возникает в ответ на что-то действительно угрожающее. Однако гораздо более распространены так называемые внушенные детские страхи. Их источник — окружающие ребенка взрослые, которые излишне настойчиво и эмоционально указывают на наличие (действительной или мнимой) опасности. Внушенные страхи возникают также у детей, при которых взрослые ведут разговоры о болезнях, пожарах, убийствах, о смерти и т.п. Психологи выделяют несколько предпосылок для возможного развития беспокойств (страхов) у детей.

Все большее укрупнение и развитие городов — урбанизация. Каким бы далеким не казалось это явление от обсуждаемого предмета, связь есть, и она очень тесна. В условиях большого города многие дети чувствуют себя одинокими, им трудно находить постоянных друзей, сложно самостоятельно организовывать свой досуг. К тому же, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Возможно, это покажется странным, но развитию страхов способствует наличие отдельных благоустроенных квартир. Установлено, что у детей, проживающих в таких квартирах, страхи встречаются гораздо чаще, чем у их сверстников из коммуналок. В особенности это касается девочек. В коммунальной квартире у ребенка больше возможностей общаться со взрослыми и со сверстниками, больше возможностей для совместных игр и меньше — для одиночества и развития страхов. Беспокойство также развивается у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх, поскольку игра для ребенка была и остается лучшим средствомизбавления от всех страхов. Причина многих детских страхов — в матери, вернее, в ее неправильном поведении в семье. Так, дети больше страдают от различных страхов, если считают главной в семье мать, а не отца. Нервно-психологические перегрузки работающей и доминирующей в семье матери вызывают у детей ответные реакции беспокойства. Не очень хорошо отражается на эмоциональном состоянии ребенка и стремление матери как можно скорее выйти на работу, где сосредоточены ее основные жизненные интересы. При этом она не всегда учитывает запросы ребенка и его потребность в более тесном контакте с ней. Чтобы ребенок начал чего-то бояться, родителям достаточно начать ссориться. Установлено, что на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Так, дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. Например, наиболее подвержены страхам единственные дети,которые становятся в семье эпицентром родительских забот и тревоги. В то же время чем больше в семье детей, тем меньше у них страхов. Играет роль и возраст родителей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, а у “пожилых” родителей (особенно после 35 лет) дети более беспокойны и тревожны. Причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, пережитый мамой еще во время беременности, конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни.

Психологов часто спрашивают, могут ли те или иные конкретные страхи передаваться по наследству? В этом случае следует сказать, что по наследству могут передаваться типологические особенности высшей нервной деятельности, общий тип реагирования на окружающий мир.

Итак, чего же могут бояться наши дети?

Первый год жизни

Страх новой окружающей среды Страх отдаления от матери Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте) Страх оставаться одному Ночные страхи

От 3 до 5 лет

Страх одиночества, то есть страх “быть никем” Страх темноты Боязнь замкнутого пространства Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

От 5 до 7 лет

Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п. Боязнь родительского наказания Страх перед животными Боязнь страшных снов Боязнь потерять родителей Страх смерти Боязнь опоздать Страх перед заражением какой-то болезнью 

 

 

Советы, которые помогут снизить риск развития страхов

или тревожности у вашего ребенка

Период беременности — не лучшее время для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Это также не лучшее время для выяснения отношений. Помните, что в первую очередь вы — не руководящий работник, не деловая женщина, а мама. Будьте строгой, решительной и принципиальной на работе, а дома — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной. Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, лучше выбрать нечто среднее. Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, почаще приглашайте в гости его друзей-сверстников. Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным. Находите побольше времени для рисования Играйте всей семьей Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей. Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости телесного контакта с ним. Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями. Будьте своему ребенку настоящим другом!


«Все свои игрушки сам я расставлю по местам»

Часто родители спрашивают о том, как можно ребенка приучить к аккуратности. Вообще-то приучать ребен­ка к аккуратности нужно с са­мого раннего возраста. При­чем не стандартным набором нравоучений типа “я же тебе говорила, ешь аккуратно”, “складывай игрушки в ящик”, ‘‘не разбрасывай свои вещи”, а собственным примером. Если ребенок видит, что мама все­гда свои вещи убирает в шкаф, не раскладывает по всей квар­тире вязание или шитье, то он уже автоматически, на подсоз­нательном уровне, копирует ее поведение. Но если мама хо­дит по дому непричесанная, небрежно одетая, моет посуду только в том случае, если уже нет ни одной чистой чашки, то требовать от ребенка соблю­дения порядка просто бессмыс­ленно. Поэтому начинайте с себя.

Уже с самого раннего воз­раста приучайте ребенка к ак­куратности в одежде. Если он пролил на себя сок, измазался в каше, порвал брюки на про­гулке - обязательно переодень­те его. Стирки вы себе, конеч­но, прибавите, но результат стоит того. Четко разделите детские вещи: эти домашние - в них мы ходим дома, эти “гуля- тельные” - практичная, “ стирабельная” одежда, в которой удобно играть в песочнице, кататься с горок, ездить на ве­лосипеде, и парадно-выходные вещи. Ребенок должен понять, что в парадном платье не следует возиться в грязи. Поэтому и мама должна оде­вать ребенка соответственно обстоятельствам. А то зачастую можно наблюдать такую ситуа­цию: нарядив девочку в свет­лое платье или комбинезон, мама, боясь, что вещь испор­тится, заставляет ребенка чин­но ходить по дорожкам. Но ведь это же ребенок - ему и побегать, и поиграть хочется.

Постарайтесь приучить ма­лыша к ношению фартука. Причем в одном фартучке нуж­но кушать, в другом - рисовать красками и лепить из пластили­на. Кстати, на этом же этапе выделите ребенку салфетку, на которую ставится его тарелка (это избавит вас от необходи­мости каждый раз стирать ска­терть), а прежде чем рисовать или лепить, подстелите специ­альную клееночку. Очень важ­но, чтобы это были именно спе­циальные детские вещи, а не первое попавшееся под руку полотенце. Вот увидите, очень быстро малыш привыкнет и будет сам напоминать вам об этих атрибутах.

Как можно чаще подчерки­вайте, что красивым может быть только аккуратный ребенок. Лохматая девочка никогда не будет выглядеть, как принцес­са, у настоящего мужчины бо­тинки всегда начищены. Рас­скажите ребенку сказку про Фею вежливости и аккуратнос­ти, которая всегда приходит на помощь аккуратным детям.

С самого раннего детства воспитывайте у детей чувство вкуса. Если вы будете в 3 года одевать девочку в синюю юбку, желтую кофту и красные колгот­ки, то нечего удивляться, что в 13 лет она будет ходить в со­вершенно нелепой одежде с душераздирающим макияжем.

Еще один важный момент. Дети должны видеть, что вещи не сами собой становятся чис­тыми и красивыми. Поэтому по­лезно дать им попробовать вы­стирать свои колготки, а после улицы протереть тряпочкой ис­пачканную обувь. Выделите ре­бенку специальную вешалку, где будут висеть его куртки. Причем крепить ее нужно на такой высоте, чтобы малыш мог сам до нее дотянуться. Около кроватки поставьте стул, на ко­тором, отправляясь спать, ре­бенок будет развешивать свою одежду.

Таким образом, приученный с детства выглядеть опрятно, он и в дальнейшем будет следить за своим видом.

Второй момент, на который нужно обратить внимание в вос­питании ребенка, - это аккурат­ность в быту. Опять же, здесь все зависит от родителей. Поэтому в первую очередь ликви­дируйте бардак в доме. Невзи­рая на размеры квартиры, обя­зательно выделите ребенку его персональное пространство. В идеале это, конечно, отдельная комната. Если таковой нет, от­ведите ему хотя бы какой-нибудь угол, где может стоять коробка с игрушками, письмен­ный стол, секретер. Уже лет с 3-4 следует приучать ребенка самому (естественно, с вашей помощью) поддерживать поря­док - складывать игрушки в ящик, а карандаши и фломастеры в коробку. Важен не столько ре­зультат уборки, а то, что он сам изо дня в день этим занимается. Тогда с раннего возраста этот процесс станет для него вполне естественным.

Правда, занятие будет более интересным, если ящик, где “жи­вут” игрушки, будет оформлен в виде какого-нибудь домика или теремка (выполняются они без особых хлопот из большой картонной коробки от телевизора или стиральной машины), ска­зочного существа (к бокам мож­но приделать лапы и хвост, а на крышке - подобие морды). К тому же все детские ящики и коробки должны быть располо­жены так, чтобы ребенок без проблем мог до них дотянуться. Бессмысленно требовать, чтобы он убирал на место книжки, если они стоят на верхней полке шка­фа. Ребенок, может, и рад бы их убрать, но даже встав на стул, с трудом мо­жет дотянуться.

Вообще же гораз­до эффективнее пред­ложить ребенку игру, в процессе которой будет проводиться уборка, чем по двад­цать раз напоминать, что нужно собрать ку­бики. Девочек обычно привлекают игры в Зо­лушку, в дочки - матери. Только вот не за­будьте по окончании уборки устроить бал. Конструктор гораздо интереснее склады­вать, если выбрать строго определенную схему укладывания элементов в коробку. Причем одну неделю укладывайте по одной схеме, на следующей - придумайте что-то новенькое.

Кстати, многие дети с удовольствием вытирают пыль, пытаются мыть полы. А уж если после того, как вместе пропылесосили мебель, вы начнете пылесосить детские уши (вспомните Карлсона), уборка превратится в очень ве­селую игру. Замечательно, если бы вам удалось найти такое дело, например поливать цве­ты, вытирать пыль, которое бу­дет выполнять исключительно ребенок. Это приучит его к оп­ределенной ответственности. И естественно, если он что-то просыпал, пролил или испач­кал, постарайтесь, чтобы он принял посильное участие в ликвидации непорядка.

Старайтесь как можно чаще хвалить малыша, подчеркивать, как для вас важна его помощь. Можно даже придумать забав­ные поощрительные медали и дипломы, “Мамин помощник", “За лучшую уборку”.

Третий момент - это на­учить ребенка аккуратности в учебе. И начинать нужно еще в дошкольном возрасте. Все ка­рандаши, альбомы, раскраски должны лежать в определен­ных местах. Если ребенок при­выкнет к этому, то тетрадки и учебники всегда будут акку­ратно сложены. Учите его рас­крашивать картинки, не зале­зая за края. Покажите, как пра­вильно работать кисточкой, что­бы получались рисунки, а не акварельная мазня. Выполняй­те как можно больше различ­ных упражнений на развитие мелкой моторики пальцев (сей­час существует масса различ­ных методик). Это очень при­годится при освоении навыков письма. Обязательно приучай­те ребенка все доделывать до конца: если уж собирать паз­лы, то лучше помочь ему сло­жить всю картинку, чем бро­сить на “полдороге”. Можно попробовать начать учить ре­бенка основам систематизиро­вания материала: например разложить в одну стопку сказ­ки, в другую - книги про живот­ных и так далее.

Иногда родители почему-то уделяют внимание только одному из этих направлений. И в результате ребенок, имею­щий отличные успехи в школе, не в состоянии поддерживать порядок в своей комнате, не говоря уже о том, чтобы помо­гать взрослым, или просто ис­кренне не понимает, почему его ругают за торчащие вихры и мятые брюки.

онсультация для родителей на тему

«Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»

Каждый родитель должен своевременно обучить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Для этого надо так знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице, чтобы они строго соблюдать их, став школьниками.

Только единые требования, предъявляемые к детям со стороны педагогов и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

Мамы и папы! Всегда ли вы подаете ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, автобус, обхода этих транспортных средств на остановках?

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям.

Учите ребенка:

- не спешить при переходе улицы;

- переходить дорогу лишь тогда, когда обзору ничто не мешает;

- прежде чем перейти, дождаться, чтобы транспорт отъехал от остановки;

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку приостановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина. Объясните ему, какя опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

Большую помощь в закреплении у детей знаний правил дорожного движения окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыгрывать различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно усвоит правила поведения на улице.

Детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном:

- «Скверная история», «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова,

- «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегала,

- «Знакомьтесь, автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серякова;

- «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пищумова

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах. С этой целью полезно:

- понаблюдать за работой светофора, обратив внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин;

- показать знаки, указатели дорожного движения, рассказать об их значении;

- предлагать ребенку самому найти дорогу домой, когда вы берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т.п.

- обращаться к ребенку с вопросами: как, по его мнению, следует поступить на улице в том, или ином случае, что означает тот или иной дорожный знак.

Уважаемые родители! Не жалейте времени на уроки поведения детей на улице! Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения. Ребенок должен усвоить – кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках. Помните, что езда на велосипеде по дорогам запрещена детям до 14 лет. Нельзя сажать на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальное седло и подножки.

К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

- играй только в стороне от дороги;

- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где нет – на перекрестках по линии тротуаров;

- переходи улицу только шагом, не беги;

- следи за сигналом светофора;

- посмотри при переходе дороги сначала налево, потом направо;

- не пересекай путь приближающемуся транспорту;

- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, автобусы обходи сзади;

- трамвай всегда обходи спереди;

- входи в любой транспорт и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;

- не высовывайся из окна движущегося транспорта;

- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;

- если ты потерялся на улице, не плачь, попроси взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес;

18 октября 2012 в 21:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.